Коротко о "Манифесте":

В Главном Штабе охренительно. За исключением тех роликов о "Манифесте", которые крутили в образовательном центре или как там он называется. Они были реально ужасны. Нет, серьезно: пространство гигантское, но проекты все были подобраны на редкость грамотно и прекрасно в этом пространстве считывались. Настолько офигенно, что даже матом ругаться не хочется комментарии могут показаться лишними. Только про дизайн скажу: дизайн залов прекрасен. И это нужно увидеть.

В Эрмитаже - интересно, но очень сильным было ощущение, что чего-то не хватает, что как-то мало, что ли. И вообще не продумана навигация объектам "Манифесты". Схемка есть, но она очень невнятная. Без карты самого Эрмитажа не разобраться, если только вы не завсегдатай этого музея и знаете каждый его уголок. И кстати, было ощущение, сильное ощущение, будто всем хотелось всячески скрыть существование такой выставки в музее: почти никаких баннеров, никаких экспликаций о проекте, совсем никаких указателей, только некоторые милые смотрительницы подскажут и помогут. А другие смотрители не скрывают своего презрения к "Манифесте" типа "да это все хуйня, вы лучше Рембрандта идите смотреть, а не какое-то неинтересное современное искусство". Эм, ну ок. Про то, что некоторые объекты спрятаны в такой жопе таких отдаленных уголках музея, я, пожалуй, промолчу. А один зал, где тоже стояла работа "Манифесты" вообще был закрыт. Вот так. И непонятно почему.

Кадетский корпус: неоднозначно. Пространство шикарное, но оно обладает своей мощной силой, которая перекрывает объекты. В Штабе с пространством поработали очень хорошо, там все продумано, в Кадетском - не совсем. На третьем этаже была прекрасно реализована идея с кабинетами, на втором и первом этажах - как будто напихали в кучу. Какие-то проекты выделялись очень круто, ибо они были гигантскими по размеру или представляли собой визуальные ряды со звуком. Остальные же работы либо терялись в пространстве, либо в работах других художников.
Не удержусь снова высказаться о потрясающем пространстве корпуса. Для работы с ним действительно нужно привлекать несколько кураторов, но нужно чтобы они были между собой знакомы, чтобы между ними была дружба (а Мизиано говорил, что дружба - главная сила в сфере кураторов и художников, которая все решает о как выпендрилась), чтобы они друг друга понимали, и тогда выставка в пространстве сможет быть выдержана в едином ключе, а работы - не будут теряться.

В общем, коротко не получилось ощущения двоякие. Но было безумно интересно. И, повторюсь, больше всего понравилось в Главном Штабе. Уходя оттуда я ощущала необыкновенный духовный простите пафос речи подъем, которого не испытывала ни при выходе из Эрмитажа, ни даже при выходе из Кадетского корпуса. Да чего скрывать, вообще давно не испытывала. А при выходе с Московской биеннале, которая была в прошлом году, вообще чувствовала сильное разочарование. Молодежная биеннале этого года (основная программа) тоже не очень радовала, хотя и была лучше.

Вообще это еще не все, что я хотела написать, но если мне не будет лень, и если я не забуду, я напишу еще один пост. Туда же, наверное, и фоточки вставлю